Тренерское мастерство
В этом материале я расскажу, как правильно работать с учениками и, в частности, с возрастными учениками.
Люди, которые начинают увлекаться триатлоном уже в более зрелом возрасте, приходят с определенной историей: с сильными и слабыми сторонами, с определенными заболеваниями, состоянием мышц и т. д. И многие тренеры, смотря на то, как возрастные ученики выполняют упражнения, говорят «всё не так» и пытаются переучивать. Однако мой собственный опыт показывает, что это практически невозможно: у человека после тридцати лет движения при занятии спортивной деятельностью (и особенно – плаванием) уже окончательно сформированы.

Конечно, не обходится без исключений, так как в теории возможности организма не ограничены. Если человек худеет на 15-20 кг, то происходят серьезные изменения, если человек ежедневно заучивает новые движения, то постепенно приучает себя делать по-другому (не так, как хочет от него тренер, но и не совсем так, как было заложено изначально). Однако я считаю, что нужно поступать как врачи: последовательно убирать всё, что мешает результату (выздоровлению). Во-первых, тренеру нужно удалить всё лишнее и смотреть, как это сказывается на результате. Во-вторых, понемногу добавлять новое. Но новой информации не должно быть много! Всегда стоит помнить, что мы усваиваем получаемые знания по-разному.

Я часто вижу, как люди плавают «по книжке»: они пытаются сделать книжные движения, не чувствуя при этом, что происходит вокруг и какую силу нужно прикладывать. Что касается бега, то здесь неправильная новая техника может причинить большой вред. Человек, выполняя движения неверно, подстраиваясь под то, как когда-то учили кого-то другого, способен получить такие травмы, которые навсегда отвернут его от спорта. Об этом нужно помнить не только тренеру, но и ученику, которому предлагают серьезно изменить технику.

Когда ко мне приходят впервые, то я начинаю с анализа реакции человека на нагрузку. Мне важно понимать, как ученик справляется с усталостью и восстановлением, как он чувствует себя на тренировке и после нее, насколько ему хватает выносливости и способности восстанавливаться от одного занятия к другому. Это необходимо для того, чтобы верно рассчитать оптимальное количество нагрузки во время тренировки. Если человек хочет увеличить нагрузку, то это нужно делать очень плавно и плавно же за этим наблюдать, чтобы избежать проблем.

А еще важно понимать, что мы все индивидуальны. И с каждым учеником складывается своя, особая история. Это очень интересно. Моя задача – сбалансировать каждую индивидуальность с целью достижения максимального результата.

Иногда ученики мне говорят, что хотят красиво бегать. Я всегда спрашиваю в ответ: ты хочешь бегать красиво или быстро? Или, может, безопасно? Потому что это три разных тренировочных процесса. Если хотят бегать красиво (скорее всего, для видео и фотографий), то спортсменам стоит понимать, что это не всегда будет быстро. И наоборот: быстро не означает красиво. Поэтому важно четко определить, что нужно ученику, отбросить всё лишнее, работать в этом направлении и постепенно прогрессировать.

Журналисты часто пишут: лучшие тренеры планеты – не тренируют, а координируют усилия спортсменов и направляют их в сторону получения результата. Соответственно, каждый из нас подсознательно понимает, как нужно тренироваться. Тренеры следят за безопасностью тренировок, помогают избегать травм. А самое главное – сами во многом учатся у атлетов.

Поделиться статьей в соцсетях:
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Есть вопросы или предложения? Напишите мне!
Мы уважаем вашу приватность. Мы не передаем данные своих пользователей третьим лицам.