Сегодня я немного расскажу о мощности педалирования, а точнее, о контроле мощности движения в велоспорте.
Читать
Для чего это нужно? В первую очередь, чтобы понять, как правильно ездить на соревнованиях и во время тренировок.
Итак, как можно проехать гонку?
1. По мощности 2. По самочувствию
Немного позже я объясню, почему предпочитаю на гонках ориентироваться на самочувствие, а не на мощность. А пока что советы тем, кто предпочитает мощность. Самое главное – понимать, что никакие атаки и изменения в ходе соревнования не должны влиять на ваш темп движения. Если вы думаете, что сейчас можно немного проехать в группе, а потом продолжать на заданной мощности в одиночку, то вы ошибаетесь. Так не работает! Зато я знаю хороший пример того, как надо выступать в групповых гонках на шоссе – команду SKY. Говорят, что они всегда ездят только по мощности.
И обратный пример: несколько лет назад многократный Чемпион мира Craig Alexander, руководствуясь только показателем мощности, проиграл гонку. На Коне он отпустил сильных велосипедистов слишком далеко вперед и уже не смог сократить отставание на беговой части.
Если все-таки выбирать мощность, то при каких показателях ехать Ironman?
Думаю, почти каждый триатлет знает, что такое FTP и как её определить. Если вы не из их числа, то Functional Threshold Power – это функциональная пороговая мощность. Высчитываем её так: 20 мин «FULL GAZ» или «На все деньги» после хорошей разминки! Полученный результат умножаем на 0.95 – получаем FTP. В зависимости от длины дистанции на соревнованиях и интенсивности нагрузки можно вычислить целевую мощность. Для IRONMAN необходимы 56-75% от FTP. Добавлю, что рекомендованные таблицы по прохождению разной длины дистанций можно найти в интернете.
В день гонки атлет должен быть в своей лучшей форме! Соревнования дают совершенно другие ощущения по сравнению с тренировкой на станке, когда вы делаете тестирование FTP. Кроме того, адреналин во время гонки может разогнать любого атлета на тот максимум, который ему и не снился. Поэтому ориентироваться на самочувствие во время соревнования, на мой взгляд, очень важно.
Почему мощность больше подходит именно для тренировок?
Мощность – это хорошо. Но в первую очередь на тренировках.
Соревнования должны оставаться соревнованиями, и на них не всегда корректно рассчитывать на планируемую мощность. К этому есть ряд причин:
1. Мы оставляем велосипеды на ночь в транзитной зоне перед стартом. Часто проходящие ночные осадки или естественная влажность влияют на показатели приборов. Они становятся менее точными.
2. Много гаджетов в одном месте также могут привести к неправильной работе приборов.
3. Нет возможности для калибровки прибора перед заездом.
Поэтому приборам нельзя доверять на 100%. Тем не менее, тренироваться по мощности очень удобно! Датчики фиксируют мощность на отрезках любой длины и на любой поверхности. Вы можете легко контролировать свой многолетний прогресс от года к году. Это, на мой взгляд, основное преимущество занятий с датчиками мощности. Но занятия – не соревнования.
Конечно, если вам самим удобно ехать гонку по мощности, то продолжайте делать так же. Однако помните, что в случае форс-мажора вам придется вносить определенные коррективы в стрессовых условиях. Например, преградой может стать сломанный датчик или севшая батарея. И, к сожалению, приборы обычно подводят нас в самый неподходящий момент.